УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 17.12.2012 № 186/803/1
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи на территории Кировской области
на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
1. Общие положения
1.1. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее – Территориальная программа) определяет перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок, условия оказания медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Кировской области, основанных на данных медицинской статистики.
В рамках Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
1.2. Территориальная программа включает в себя:
1.2.1. Виды и формы оказания медицинской помощи.
1.2.2. Порядок и условия оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы.
1.2.3. Источники финансового обеспечения Территориальной программы.
1.2.4. Нормативы объема медицинской помощи.
1.2.5. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
1.2.6. Порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
1.2.7. Способы оплаты медицинской помощи.
1.2.8. Подушевые нормативы финансирования.
1.2.9. Критерии доступности и качества медицинской помощи согласно приложению № 1.
1.2.10. Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, согласно приложению № 2.
1.2.11. Утвержденную стоимость Территориальной программы по источникам финансового обеспечения на 2013 год согласно приложению № 3.
1.2.12. Утвержденную стоимость Территориальной программы по источникам финансового обеспечения на 2014 год согласно приложению № 4.
1.2.13. Утвержденную стоимость Территориальной программы по источникам финансового обеспечения на 2015 год согласно приложению № 5.
1.2.14. Утвержденную стоимость Территориальной программы по условиям ее предоставления на 2013 год согласно приложению № 6.
1.2.15. Утвержденную стоимость Территориальной программы по условиям ее предоставления на 2014 год согласно приложению № 7.
1.2.16. Утвержденную стоимость Территориальной программы по условиям ее предоставления на 2015 год согласно приложению № 8.
2. Виды и формы оказания медицинской помощи
2.1. На территории Кировской области в рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются:
2.1.1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная.
2.1.2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
2.1.3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
2.1.4. Паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
2.2. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
2.3. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2.4. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной системы здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
2.5. Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
2.6. Медицинская помощь оказывается в следующих формах:
экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
3. Порядок и условия оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы
Территориальная программа определяет следующие порядок и условия оказания медицинской помощи:
3.1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Территориальной программы он имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача).
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи осуществляется по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста.
При выборе врача гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
3.2. Правом на внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях Кировской области обладают отдельные категории граждан, перечень которых определяется федеральным законодательством.
Для получения медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, во внеочередном порядке граждане обращаются в медицинскую организацию, к которой они прикреплены. Медицинские организации по месту прикрепления организуют в установленном ими порядке учет отдельных категорий граждан и динамическое наблюдение за состоянием их здоровья.
Внеочередное оказание медицинской помощи осуществляется при наличии у граждан медицинских показаний. В случае обращения нескольких граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, плановая помощь оказывается в порядке поступления обращений.
Для получения медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, во внеочередном порядке пациент обращается в регистратуру медицинской организации и предъявляет следующие документы:
документ, подтверждающий принадлежность к льготной категории граждан (удостоверение, свидетельство, справка установленной формы);
документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, заменяющий паспорт);
действующий полис обязательного медицинского страхования.
В случае отсутствия необходимого вида медицинской помощи решается вопрос о внеочередном оказании медицинской помощи гражданам в других медицинских организациях.
При обращении в медицинскую организацию за специализированной медицинской помощью дополнительно предъявляется направление с подробной выпиской из медицинской документации, содержащей данные клинического, рентгенологического, лабораторного и других соответствующих профилю заболевания видов исследований, указанием цели направления за подписью лечащего врача и руководителя медицинской организации.
3.3. При оказании в рамках Территориальной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
При оказании медицинской помощи пациентам осуществляется назначение и применение донорской крови и ее компонентов, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.
3.4. Мероприятиями по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемые в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях в рамках Территориальной программы являются:
медицинская профилактика заболеваний;
диспансерное наблюдение здоровых детей;
диспансерное наблюдение женщин в период беременности;
диспансерное наблюдение лиц, страдающих хроническими заболеваниями, лиц, перенесших острые заболевания, а также за здоровыми гражданами в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
проведение профилактических прививок, включая проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
проведение профилактических осмотров (кроме контингентов граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок и условия проведения которых регламентируются законодательством Российской Федерации);
осуществление мероприятий по предупреждению абортов;
санитарно-гигиеническое просвещение граждан, в том числе кабинеты профилактики;
деятельность центров здоровья для взрослых и детей по формированию здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
3.5. Сроки ожидания плановой медицинской помощи:
первичной специализированной медико-санитарной помощи, в том числе консультации врачей-специалистов, – не более 14 дней;
проведение отдельных диагностических обследований – не более 14 дней;
стационарной помощи – не более 45 дней;
амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, – не более 7 дней.
Время ожидания скорой медицинской помощи, за исключением специализированной медицинской помощи, – не более 20 минут, в сельской местности – не более 40 минут.
3.6. Условия пребывания в медицинских организациях при оказании медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациенту обеспечиваются:
соблюдение безопасных условий пребывания и санитарно-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса;
медикаментозное обеспечение в соответствии с действующими порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
проведение манипуляций, оперативного лечения, инвазивных методов обследования и лечения с согласия пациента (родителей ребенка и (или) иных законных представителей) в соответствии с действующим законодательством;
консультации врачей-специалистов в соответствии с показаниями;
круглосуточное врачебное наблюдение;
круглосуточный уход медицинского персонала;
размещение в палатах, количество коек в которых определяется состоянием пациента, порядком (стандартом) оказания медицинской помощи;
лечебное питание;
предоставление одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется права на совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.
При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
При оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара пациенту обеспечивается:
соблюдение безопасных условий пребывания и санитарно-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса;
медикаментозное обеспечение в соответствии с действующими порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
врачебное наблюдение, консультации врачей-специалистов по показаниям;
питание детей, больных, находящихся на программном хроническом гемодиализе, больных сахарным диабетом, беременных женщин, больных, страдающих туберкулезом;
перевод в круглосуточный стационар при ухудшении состояния пациента или неэффективном лечении.
3.7. Размещение пациентов в маломестных палатах (боксах) осуществляется согласно перечню медицинских и эпидемиологических показаний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 535н «Об утверждении перечня медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах)».
Размещение пациентов в маломестных палатах (боксах) по медицинским и эпидемиологическим показаниям осуществляется медицинской организацией бесплатно.
3.8. В целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований и при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту, пациент направляется в другую медицинскую организацию.
Транспортировка пациента осуществляется в сопровождении медицинского работника.
Транспортные услуги предоставляются пациенту медицинской организацией бесплатно.
3.9. Диспансеризация отдельных категорий граждан (дети декретированных возрастов, пребывающие в стационарных учреждениях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, подростки в возрасте 14 лет, юноши 15 16 лет, студенты очной формы обучения на бюджетной основе) проводится бесплатно в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Планы-графики проведения диспансеризации отдельных категорий граждан утверждаются департаментом здравоохранения Кировской области ежегодно.
4. Источники финансового обеспечения Территориальной программы
4.1. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы на территории Кировской области являются средства федерального бюджета, областного бюджета, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования.
4.2. За счет средств бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования (далее – Территориальная программа ОМС), являющейся составной частью Территориальной программы.
4.3. В рамках Территориальной программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной), специализированная медицинская помощь в следующих страховых случаях, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (далее – базовая программа ОМС):
4.3.1. Инфекционных и паразитарных болезней, за исключением болезней, передающихся половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
4.3.2. Новообразований.
4.3.3. Болезней эндокринной системы.
4.3.4. Расстройств питания и нарушений обмена веществ.
4.3.5. Болезней нервной системы.
4.3.6. Болезней крови, кроветворных органов.
4.3.7. Отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм.
4.3.8. Болезней глаза и его придаточного аппарата.
4.3.9. Болезней уха и сосцевидного отростка.
4.3.10. Болезней системы кровообращения.
4.3.11. Болезней органов дыхания.
4.3.12. Болезней органов пищеварения.
4.3.13. Болезней мочеполовой системы.
4.3.14. Болезней кожи и подкожной клетчатки.
4.3.15. Болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани.
4.3.16. Травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.
4.3.17. Врожденных аномалий (пороков развития).
4.3.18. Деформаций и хромосомных нарушений.
4.3.19. Беременности, родов, послеродового периода и абортов.
4.3.20. Отдельных состояний, возникающих у детей в перинатальный период.
4.4. В рамках реализации базовой программы ОМС осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях.
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4.5. Перечень страховых случаев, в дополнение к случаям, установленным базовой программой ОМС:
4.5.1. Первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в профильных специализированных учреждениях, в следующих случаях:
4.5.1.1. Инфекционных болезней, передающихся половым путем.
4.5.1.2. ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, а также туберкулеза, за исключением медицинской помощи, оказываемой в профильных специализированных учреждениях.
4.5.1.3. Психических расстройств и расстройств поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
4.5.2. Высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях Кировской области.
4.6. Скорая медицинская помощь (за исключением специализированной),оказываемая лицам без предъявления полиса обязательного медицинского страхования, оплачивается государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования за счет средств бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, полученных в виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
4.7. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:
4.7.1. Скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе ОМС).
4.7.2. Медицинской эвакуации, осуществляемой федеральными медицинскими организациями по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4.7.3. Скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе ОМС).
4.7.4. Специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, за исключением медицинской помощи, осуществляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ ОМС (до 1 января 2015 года).
4.7.5. Высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в том числе путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (до 1 января 2015 года).
4.7.6. Предусмотренной федеральными законами для определенных категорий граждан медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук.
4.7.7. Дополнительных мероприятий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7.8. Лечения граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, направленных в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4.7.9. Санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7.10. Закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации (в 2013 году).
4.8. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке областному бюджету в 2014 и 2015 годах субвенций на обеспечение лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
4.9. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке областному бюджету субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
4.10. При оказании в 2013 и 2014 годах медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу ОМС, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в объеме, превышающем объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
4.11. За счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение:
4.11.1. Скорой специализированной медицинской помощи, а также расходов на оказание скорой медицинской помощи, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе ОМС.
4.11.2. Первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ), оказываемой в профильных специализированных учреждениях, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе ОМС.
4.11.3. Паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
4.12. За счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется:
4.12.1. Обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.
4.12.2. Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
4.12.3. Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
4.13. За счет средств областного бюджета в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные услуги (работы) в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Кировский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», автономной некоммерческой организации «Кировский врачебно-физкультурный диспансер», Кировском областном государственном бюджетном судебно-экспертном учреждении здравоохранения «Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», санаториях, в том числе детских и для детей с родителями, в центрах крови, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, на молочных кухнях и прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации.
5. Нормативы объема медицинской помощи
5.1. Нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Территориальной программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по Территориальной программе ОМС – на 1 застрахованное лицо. Нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Территориальной программой, и c учетом особенностей половозрастного состава населения Кировской области составляют:
5.1.1. Для скорой, включая медицинскую эвакуацию, на 2013 – 2015 годы – 0,318 вызова на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 0,317 вызова на 1 жителя.
5.1.2. Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала):
5.1.2.1. На 2013 год – 2,44 посещения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 2,104 посещения на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2,04 посещения на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,064 посещения на 1 застрахованное лицо).
5.1.2.2. На 2014 год – 2,64 посещения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 2,304 посещения на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2,24 посещения на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,064 посещения на 1 застрахованное лицо).
5.1.2.3. На 2015 год – 2,7 посещения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 2,364 посещения на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,064 посещения на 1 застрахованное лицо).
5.1.3. Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями:
5.1.3.1. На 2013 год – 2,1 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 1,943 обращения на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1,9 обращения на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,043 обращения на 1 застрахованное лицо).
5.1.3.2. На 2014 год – 2,15 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 1,993 обращения на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1,95 обращения на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,043 обращения на 1 застрахованное лицо).
5.1.3.3. На 2015 год – 2,2 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 2,043 обращения на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2 обращения на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,043 обращения на 1 застрахованное лицо).
5.1.4. Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на 2013 год – 0,36 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год – 0,46 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год – 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо.
5.1.5. Для медицинской помощи в условиях дневных стационаров:
5.1.5.1. На 2013 год – 0,63 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 0,523 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 0,52 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,003 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо).
5.1.5.2. На 2014 год – 0,665 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 0,553 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,003 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо).
5.1.5.3. На 2015 год – 0,71 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 0,593 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,003 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо).
5.1.6. Для медицинской помощи в стационарных условиях:
5.1.6.1. На 2013 год – 2,616 койко-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 1,824 койко-дня на 1 застрахованное лицо, (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1,795 койко-дня на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,029 койко-дня на 1 застрахованное лицо).
5.1.6.2. На 2014 год – 2,463 койко-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 1,689 койко-дня на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1,66 койко-дня на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,029 койко-дня на 1 застрахованное лицо).
5.1.6.3. На 2015 год – 2,35 койко-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС – 1,619 койко-дня на 1 застрахованное лицо (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1,59 койко-дня на 1 застрахованное лицо, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 0,029 койко-дня на 1 застрахованное лицо).
5.1.7. Для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год – 0,019 койко-дня на 1 жителя, на 2014 год – 0,023 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,27 койко-дня на 1 жителя.
5.2. Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу ОМС), включается в средние нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования.
6. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
6.1. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2013 год составляют:
6.1.1. На 1 вызов специализированной скорой медицинской помощи за счет средств областного бюджета – 16505,56 рублей.
6.1.2. На 1 вызов скорой медицинской помощи (за исключением специализированной) за счет средств обязательного медицинского страхования – 1569,1 рубля.
6.1.3. На 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета – 281,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования – 323,67 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 325,31 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 270,95 рубля).
6.1.4. На 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета – 778,73 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования – 941,25 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 945,06 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 771,72 рубля).
6.1.5. На 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования – 416,18 рубля.
6.1.6. На 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета – 583,61 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) – 717,37 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 718,7 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 507,74 рубля).
6.1.7. На 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования – 116142,86 рублей.
6.1.8. На 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета – 1046,74 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования – 2130,29 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2139,27 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 1574,88 рубля).
6.1.9 На 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств областного бюджета – 1099,2 рубля.
6.2. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2014 и 2015 годы составляют:
6.2.1. На 1 вызов специализированной скорой медицинской помощи за счет средств областного бюджета – 16777,78 рубля на 2014 год, 16833,33 рубля на 2015 год.
6.2.2. На 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования – 1647,6 рубля на 2014 год, 1737,59 рубля на 2015 год.
6.2.3. На 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета – 361,67 рубля на 2014 год, 450,92 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования – 363,8 рубля на 2014 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 364,68 рублей, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 333,05 рубля), 379,72 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 380,8 рублей, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 340,8 рубля).
6.2.4. На 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета – 1067,06 рубля на 2014 год, 1304,23 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования – 1055,78 рубля на 2014 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1057,75 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 965,75 рубля), 1101,12 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 1104,26 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 954,04 рубля).
6.2.5. На 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования – 466,82 рубля на 2014 год, 487,37 рубля на 2015 год.
6.2.6. На 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета – 603,92 рубля на 2014 год, 620,16 рублей на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) – 721,33 рубля на 2014 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 722,57 рублей, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 512,57 рублей), 676,76 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 677,66 рублей, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 514,99 рубля).
6.2.7. На 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования – 123628,57 рубля на 2014 год, 131114,29 рубля на 2015 год.
6.2.8. На 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета – 1097,45 рубля на 2014 год, 1378,68 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования – 2328,68 рубля на 2014 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2346,83 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 1290,02 рубля), 2630,24 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, – 2654,68 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, – 1290,02 рубля).
6.2.9. На 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств областного бюджета, – 941,0 рубль на 2014 год, 821,43 рубля на 2015 год.
7. Порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи
7.1. Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
7.2. Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и формируются в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными Территориальной программой ОМС.
7.3. Структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимо-
стью до ста тысяч рублей за единицу.
7.4. Тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования по страховым случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, включают в себя:
7.4.1. По случаям, установленным в подпункте 4.5.1, пункте 4.6 настоящей Территориальной программы, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
7.4.2. По страховым случаям, установленным в подпункте 4.5.2 настоящей Территориальной программы, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования.
8. Способы оплаты медицинской помощи
При реализации Территориальной программы ОМС применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
8.1. При оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
8.1.1. По подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях.
8.1.2. По подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи – за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай).
8.1.3. За единицу объема медицинской помощи – за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай) при обращениях неприкрепленного контингента.
8.1.4. За законченный случай лечения.
8.2. При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях – за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний).
8.3. При оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара – за законченный случай лечения заболевания.
8.4. При оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) – по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
9. Подушевые нормативы финансирования
Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют в 2013 году – 9130,11 рубля, в 2014 году – 9703,42 рубля, в 2015 году – 10879,0 рублей, в том числе:
9.1. За счет средств областного бюджета в 2013 году – 1496,16 рубля, 2014 году – 1537,11 рубля, в 2015 году – 1608,57 рубля.
9.2. За счет средств обязательного медицинского страхования:
9.2.1. На финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования и прочих доходов бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году – 6533,53 рубля, в 2014 году – 7625,70 рубля, в 2015 году – 9169,03 рубля.
9.2.2. На дополнительное финансовое обеспечение реализации Территориальной программы ОМС в части базовой программы ОМС за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета в 2013 году – 868,58 рубля, в 2014 году – 369,78 рубля, в 2015 году – 0 рублей.
9.2.3. На финансирование дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС, за счет средств межбюджетных трансфертов из областного бюджета в 2013 году – 231,84 рубля, в 2014 году – 170,83 рубля, в 2015 году – 101,40 рубля.
______________